«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Конфуций
Семья — это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми и семейными проблемами, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – это этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение. Но ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И именно от того, как говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. И если вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чувствующими себя свободными и уверенными всегда и во всем, тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь развивается только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звуковая сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет жизни. По итогам анкетирования, которое было выборочно проведено среди родителей детей нашего детского сада, были выделены следующие затруднения по развитию речи детей:
· незнание речевых игр родителями;
· трудности в выборе познавательной художественной литературы для чтения детям;
· узкий круг обсуждаемых тем с детьми;
· нехватка времени для совместной деятельности с детьми.
Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь малыша богаче и разнообразнее. Ведь для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Игра "Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, объединённых каким-либо признаком. Ребенок с Вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически
соединяются между собой с помощью вопросов - переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: -Мышка бывает какая? Ребёнок: -Пушистая, маленькая, серая... Взрослый: -Что еще бывает пушистым? Ребёнок: -Вата, облако, кошка... Взрослый: -Какая еще бывает кошка? Ребёнок: -Рыжая, разноцветная, злая. Взрослый: --Кто еще может быть злым? Ребёнок: -Бага-Яга, собака… и т.д.
Игра "Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Игра: «Похожие слова».
Цель: подбор существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово– конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком – вагон, Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слова дружно подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Второй вариант: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и жёлтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа)
Игра "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Взрослый: сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Игра «Дополни предложение»
Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.
Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только в конец фразы, но и в начало, и в середину — лишь бы общий смысл сохранялся.
Например, исходное слово «солнце» ...
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...
Игра "Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «ласковые» слова. - Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее взрослый произносит только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
Игра «Назови три слова" Цель: активизация словаря -Что можно купить? (платье, костюм, брюки) -Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Не менее важным для правильного звукопроизношения является развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.
Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба,
белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют
произносить какие - либо звуки, но и не слышат между ними разницы в
достаточной степени.
Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам
звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо
«кощка», ребёнок, зачастую, так и пишет. Отсюда двойки и
неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать
определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных
трудностей, необходимо развивать у детей фонематический слух, учить их
слышать разницу между звуками.
Я предлагаю вам несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.
Игра «Путаница»
Цель: развитие фонематических функций.
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между
собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прослушать
следующие шуточные предложения:
Всякая красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку: -Что перепутал поэт? Какие слова нужно
употребить вместо этих?
Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?»
Цель: развитие фонематического слуха.
Взрослый произносит три - четыре слова, в которых есть один и тот же звук:
шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка: - Какой звук есть во всех этих
словах?
Дидактическая игра «Подумай, не торопись»
Цель: развитие фонематических функций.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, лава, ландыш…).
- Вспомни название птиц, в котором есть последний звук слова «сыр»
(грач, журавль, дрозд, ворона, сорока…).
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [м], а последний [а] (малина, машина, Маша, мыло, муха, мама, манка).
- Найди в комнате предмет, в названии которого есть звук [л].
Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?
· Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать
предложениями.
· Читайте художественные произведения.
· Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку
передать их сюжет самому.
· Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит
от речи окружающих его взрослых!
Учитель - логопед : Иванова Мария Александровна.