педагог-психолог Келлерман Юлия Васильевна
«Почему дети кусаются и как этого избежать?»
Маленькие дети могут укусить по различным причинам. Определение причины, по которой ребенок кусается в конкретном случае, поможет вам развить соответствующую технику поведения с ним и методы борьбы.
1. "Кусальщик-экспериментатор"
Младенец или маленький ребенок может попробовать укусить мать за грудь или за плечо. Когда это происходит, взрослые должны незамедлительно внятно и ясно объяснить ребёнку, что он не должен кусать людей. "Нет", сказанное резко, будет соответствующим ответом. Эти "кусальщики-экспериментаторы" просто хотят потрогать, почувствовать запах и попробовать на вкус других людей, чтобы узнать больше об окружающем их мире. Их мышцы развиваются, и они должны экспериментировать. Предоставьте им разнообразные места для игр и красочные игрушки, чтобы стимулировать детей в течение этой стадии развития. Такой тип кусающихся детей может также быть мотивирован зубной болью. Предложите соответствующие вещи для детей, которые можно пережевывать: замороженные рогалики, холодную большую морковку или специальное безопасное резиновое колечко, предназначенное для того, чтобы его грызть в период появления зубов.
2. "Расстроенный кусальщик"
Некоторые дети испытывают недостаток в необходимых навыках, позволяющих им справляться с ситуациями, такими как привлечение внимания взрослого или желание получить игрушку другого ребенка. Даже при том, что ребенок, возможно, не намеревался вредить другому человеку, взрослые должны реагировать на это с неодобрением. Сначала немедленно наказывайте. Затем объясните кусающемуся ребенку, что укусы причиняют боль другим людям, и не разрешайте так делать. Вы можете помочь расстроенным кусающимся детям, обучая их соответствующим жестам как выражать свои чувства или получить то, в чем они нуждаются. Хвалите детей, когда они делают успехи в своих попытках. Кроме того, наблюдайте за признаками появления у ребенка плохого настроения. Выявление потенциального конфликта может помочь вам предотвратить плохой инцидент.
3. "Защищающийся кусальщик"
Некоторые дети, чувствуя, что они подвергнуты опасности, кусаются в целях самообороны. Они могут быть подавлены окружением, и их укус - это средство восстановления контроля ситуации. В этом случае, используйте уже упомянутые интервенционные методы, и уверяйте ребенка, что его права и имущество (игрушки, одежда) в безопасности. Дети могут стать жертвами ситуации, такой как недавний развод родителей, смерть дедушки или бабушки, или такой, когда мама возвращается к работе после декретного отпуска. Кусающийся ребёнок, находясь под властью одной из этих ситуаций, может требовать дополнительного внимания и ласки, особенно если имеет место опасность физического насилия дома или по соседству. В любом случае, связь между ребенком и тем, кто о нем заботится, должна быть столь же теплой и располагать к себе насколько это возможно.
4. "Властные кусальщики"
Некоторые дети испытывают сильную потребность в независимости и в управлении. Как только они видят реакцию на их кусание, такое поведение усиливается. Дайте ребенку выбор в течение дня и укрепите положительное общественное поведение (например, выражайте ему свою благодарность). Если ребенок добивается внимания, когда он не безобразничает, он не будет прибегать к агрессивному поведению, чтобы почувствовать ощущение личной власти. Никогда не бейте и не кусайте ребенка в ответ! Подход должен быть спокойным и поучительным. Ребенок не должен получать никакой награды за то, что он не кусается и никакой "отрицательной награды" за то, что кусается. Родители и те, кто смотрит за ребёнком, должны сотрудничать, чтобы препятствовать желанию детей кусаться. Если детям разрешают демонстрировать такое поведение дома, не будет никакого шанса на устранение этого поведения в каком - бы то ни было детском заведении, больнице. В этом случае не поможет ни одна программа для воспитания детей. Работая в команде, педагоги и родители могут определить возможные причины того, почему ребенок кусается, и среагировать соответственно. В отличие от детских воспитателей и учителей, которые, как правило, лучше знакомы со специальными методами воспитания, родители ребенка учатся воспитывать, основываясь на их собственном детском поведении и опыте воспитания их родителей. Присмотритесь и сделайте некоторые выводы. Ребенок всегда кусает одного и того же человека? Может он просто устал, не в настроении или голоден? Будьте готовы вмешаться немедленно, но осторожно. Обучение детей (соответствующими их возрасту способами) держать себя в руках поощряет развитие веры и чувства собственного достоинства. Мы можем отучить детей кусаться и научить их самоконтролю. Как для взрослых, так и для детей, ключ к росту и осознанию - это понимание.
Чтобы зубки не кусались Ваша задача — пресечь подобное поведение прежде, чем оно перерастет в привычку. Отреагируйте в тот самый момент, когда ребенок кого-либо укусил. Если он еще не умеет говорить, озвучьте это поведение, чтобы он запомнил название: «Ты кусаешься!». Затем скажите: «Нельзя кусать людей!». Твердо выразите свое неодобрение и переключитесь на другую тему. Утешьте пострадавшего и выразите ему свое сочувствие. Дети должны знать, что когда они кусаются, то причиняют другим людям боль. В присутствии ребенка направьте все внимание на пострадавшего: «Я очень сожалею! Тебе, наверное, больно? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?». Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия. Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину. Он может промыть укушенному ребенку место укуса, предложить повязку или пластырь, нарисовать картинку в знак примирения, извиниться, предложить игрушку. Обязательно попросите прощения у родителей ребенка на месте или позвоните им позже. Научите ребенка новому поведению вместо кусания.
Дети часто кусаются потому, что им не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Определите, в каком случае ребенку не хватает слов, и научите правильно реагировать на ситуацию, чтобы у него не возникало желания укусить. Научите его договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами.
Если у вашего ребенка возникают проблемы при выражении чувств или желаний, научите его говорить: «Я расстроен» или «Я хочу играть». Не забудьте сообщить ему, что вам нравится, когда он ведет себя сдержанно. Старайтесь предугадать намерение ребенка укусить. Если у вашего ребенка появилась привычка кусаться, внимательно наблюдайте за его поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных действий. Ребенка, который еще не разговаривает, отвлеките от ситуации или предложите альтернативу: «Ты хочешь поиграть с глиной или кубиками?».
Ребенку постарше предложите побыть одному и подумать: «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». У этого метода есть несколько преимуществ. Одно из них состоит в том, что он уменьшает число социальных контактов между маленьким ребенком и другими людьми. Вполне может быть, что кусание является одним из проявлений перевозбуждения, возникающего потому, что ребенок слишком много времени вовлечен в контакты с другими детьми.Одиночество помогает малышу понять, что, несмотря на трудности общения, на самом деле он этого хочет и, когда он уходит от них, ему очень грустно. Таким образом, можно вмешиваться столько раз, пока это поведение не прекратиться. Итак, сначала наблюдайте, а затем немедленно действуйте. Если ребенок кусается, то на это надо отреагировать должным образом.
Будет неправильно шлепать малыша или кричать на раздраженного карапуза. Психологи советуют не стыдить ребенка и не заставлять его просить прощение. Лучше всего строго объяснить, почему нельзя кусаться. Так же можно сделать акцент, что Тане, которую ребенок обидел поступком очень больно, она плачет. Хорошее воздействие будет оказано на «кусаку» если мама попросит его подойти и пожалеть укушенного родителя или другого ребенка. Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов.
Например: Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом. Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются. Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать. Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет.
И помните: если малыш дерется или кусается слишком часто, стараясь сделать каждую свою атаку еще болезненней, и никакие Ваши усилия не помогают это исправить, Вам необходима семейная консультация. И скорее всего помощь потребуется всей семье.