18 ноя 2020
Умственное воспитание ребёнка старшего дошкольного возраста

Костицына Светлана Анатольевна

воспитатель высшей квалификационной категории.

Развитие малыша должно происходить не только в физической плоскости. Задача родителей воспитывать в нем нравственность, духовность, патриотизм, стремление к знаниям и другие важные качества.

Что это такое?

Умственное воспитание включает в себя развитие любознательности, познавательного интереса, памяти, мышления, речи. Все Эти компоненты важны не только для обучения. Они пригодятся в жизни и позволяют человеку чувствовать себя жизнерадостным и уверенным в себе. Хороший интеллектуальный уровень не позволит скучать.

Многие родители путают умственное воспитание с большой учебной нагрузкой. С годовалого возраста детей стараются записать в максимальное количество секций и кружков. Подобная деятельность не всегда приносит пользу.

К подростковому возрасту ребёнок может утомиться и потерять любой интерес к учебе. Это грозит уже серьезными проблемами с психикой. Поэтому умственное воспитание должно проводиться правильно. Для него не нужно каждый раз организовывать урок как в школе. Достаточно сделать несколько простых вещей.

Основные способы

• В 5-6 лет ребенку интересен мир и как в нем все устроено. Поэтому родители могут на примере повседневных вещей формировать познавательный интерес. Делать это нужно ненавязчиво и в игровой форме.

• Например, ребенку предлагают каждый день отмечать погоду и характеризовать ее: утром пасмурно, солнце спряталось за тучками, идет дождь и т.п. Можно сделать настенный планшет, куда малыш будет прикреплять соответствующие картинки.

• Внимание и наблюдательность — это два кита интеллектуального развития. На прогулках можно акцентировать ребенка на разных деталях: видах деревьев, птиц, животных и т.п.

• Родителям нужно учитывать важный нюанс: целью умственного воспитания не в количестве выученной информации, а в развитии познавательного интереса. Например, малышу можно показать, как у белочки с сезоном меняется шубка, а лед тает в тепле и превращается в воду. Наглядные эксперименты привлекают дошкольника и стимулируют его изучать окружающий мир.

• Важный компонент умственного воспитания — это развитие устной речи. Для этого с малышом не только учат стихи, но и показывают, как их правильно рассказывать. Он должен понимать, как использовать интонацию, темп речи и другие средства выразительности.

• От развития речи зависит формирование абстрактного мышления. Для этого с малышом проводят беседы на разные темы: о прошедшем дне, личном впечатлении и других делах. Можно разговаривать с дошкольником на тему предстоящих праздников и других событий.

• Умственным воспитанием должны заниматься не только в детском саду, но и дома. Только при таком комплексном подходе удастся реализовать всестороннее развитие ребенка. После формирования познавательного интереса ему будет легко учиться в школе и изучать все новое. В жизни ребенок начнет стремиться заниматься разными делами и искать для себя хобби.