15 апр 2021
Домашняя школа будущего первоклассника

Много вопросов волнует родителей по поводу интеллектуальной подготовки детей, развития мыслительных операций, памяти, внимания, мелкой моторики. Все эти качества необходимы ребенку, поднимающемуся на первую ступеньку лестницы познания. Развитие их начинается не строго за год – два до поступления в школу, а идет в процессе всей жизни ребенка, начиная с рождения. Несомненно, у вас уже имеются собственные наблюдения и представления о том, насколько любознателен, смекалист, наблюдателен ваш малыш, но школа требует определенного уровня готовности, а достичь её можно только целенаправленной подготовкой.

Так как любимое занятие дошкольника – игра, то подготовка должна быть построена в виде игровых заданий. Чем тоньше вы будете наблюдать за ребенком в процессе подготовки, чем регулярнее станет для вас это занятие, тем больше вы сможете по-настоящему помочь ему поверить в себя и с интересом и удовольствием учиться.

У дошкольников психологически не может быть в чистом виде «школьных качеств», потому что они формируются именно в учебной деятельности и атмосфере школы. Можно организовать занятия с ребенком по структуре школьного урока. Пригласите его на «рабочее место» (но только не на кухне и не перед включенным телевизором) и коротко расскажите, чем сегодня займетесь. Затем объясните задание и предложите выполнить его самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите, но ни в коем случае не делайте за него. Похвалите его за старание и скажите, что уверены: в другой раз получится. Таким образом, данное упражнение перейдет в разряд развивающего, и вы будете потом ещё несколько раз давать его, пока не убедитесь, что ребенок легко с ним справляется. Выполнив упражнения, ребенок должен «вкусить» радость переменки: 5 минут вы можете поиграть в подвижные игры, попрыгать, расслабиться. Затем пригласите ребенка еще немного позаниматься и обязательно вместе с ним разберите итоги занятия и оцените результаты. Похвалите за успехи, мягко укажите на недочеты. Закончите «урок» оптимистично и договоритесь о следующей встрече в «домашней школе». Со временем вы убедитесь, что игра в «школу» станет любимой для ребенка. Следите только, чтобы он не раздражался и не переутомлялся.

Очень много вокруг непонятного…

Форма – это надежный признак предмета. Она включает в себя сочетание различных деталей, элементов, характеризующих данный предмет, то есть являющихся определяющими и существенными для его «узнавания» среди других. Являясь показателем развития восприятия, эта способность позволяет отличать одни предметы от других, видеть сходства и различия, выделять контуры, границы, замечать четкость, яркость, цвет форм. Жизненный запас воспринимаемых форм формируется у ребенка с рождения, постепенно обогащаясь и как бы шлифуясь. Вначале ребенку трудно выделять круглые, треугольные формы, но затем эта способность переходит на уровень автоматизма, ребенок все успешнее ориентируется в окружающем мире множества вещей, непрерывно получает и анализирует информацию о зрительных, вкусовых, слуховых и других образах. Эта способность лежит в основе развития интеллекта и неразрывно связана с вниманием, памятью, мышлением, речью.

Выяснив, насколько ребенок четко различает форму, вы можете развивать эту способность через практические занятия: рисование, конструирование, лепку, плетение из соломки, собирание пазлов.

В окружающем ребенка мире огромное количество вещей, но важно, чтобы ребенок видел общее. Поиграйте с ним на прогулке, по дороге в садик, в игру «Найди форму», попросив отметить все круглое, треугольное, квадратное и т.д. Можно, нарисовав несколько геометрических фигур, попросить дорисовать их так, чтобы можно было узнать, на что это похоже.

Советует учитель – дефектолог

Некрасова Светлана Жольевна.