15 ноя 2019
"Как много деточек хороших..."

- Наблюдая за детьми в детском саду, я вижу, что каждый развивается в своем темпе. Мне кажется, что Алиса намного опережает своих сверстников. Она в 5 лет уже вовсю читала. В группе она самая способная, ее все хвалят, мы много занимаемся дома. Уверена, что в школе у нее все будет хорошо и она оправдает наши ожидания. Но не будут ли другие дети «тормозить» её развитие?

- У моего сына невыносимый характер: он упрям, эгоистичен, дерется с друзьями, неуживчив. С другой стороны, он бывает таким добрым, ласковым. Как бы сделать это сочетание гармоничным, ведь ему самому будет легче и проще?

- В школу дети идут по обязанности, их там одинаково учат, воспитывают, делают «стандартными», требуют со всех одно и то же: хорошо учись, будь вежливым и слушайся. А мне эти принципы не нравятся совсем. Я хочу, чтобы ребенок был самим собой, единственным и неповторимым. Это возможно?

В лесу нет одинаковых грибов, и листья на деревьях отличаются друг от друга, и у кузнечиков разные «голоса», и, конечно же, нет одинаковых детей и взрослых. Все уникально и неповторимо на фоне общей похожести и взаимосвязи. Первоклассники отличаются не только ростом, носами, ушами, они абсолютно разные по характеру, темпераменту, эмоциональности, способам поведения, психической готовности к обучению.

Педагоги школ хорошо разбираются в вопросах возрастной психологии, видят и понимают индивидуальные особенности детей. Это одно из важнейших профессиональных качеств учителя. Надо сказать, что дошкольный возраст отличается неустойчивой структурой эмоциональных проявлений: если ребенку смешно – он хохочет, но тут же может горько расплакаться. Ласкаясь к маме, через минуту кричит, что она плохая. Общим для детей этого возраста является несформированность произвольности и воли. Эти психологические качества формируются в целенаправленной деятельности, в игре с правилами, учебе. Задача первого года обучения – развить в ребенке усидчивость, ответственность, самостоятельность, осознание новой социальной роли школьника. Прекрасно, когда у родителей развито душевное зрение, они понимают внутренний мир ребенка, могут подсказать учителю, какое поведение для него характерно. Единственное, чего стоит опасаться, - это завышения своих ожиданий относительно ребенка и его успехов. Вы должны быть объективны и, по-настоящему любя свое дитя, отличать и негативные особенности его характера. Иначе можно воспитать ребенка-зазнайку с завышенной самооценкой, который будет болезненно реагировать на естественные трудности и проблемы, возникающие на нелегком школьном пути, обвиняя во всем окружающих. Хвалите ребенка только за то, что достигнуто собственными его усилиями. Мотивируя на успех, вы поможете развитию сильной, уверенной в себе личности. Помните, что дети очень внушаемы, и, оценивая, мы формируем важное психологическое качество,-самооценку, которая во многом определяет развитие личности, поведение и жизненный сценарий ребенка.

Милые родители, гордитесь, что ваш ребенок не похож на других, и старайтесь как можно меньше допускать «издержек» в процессе развития и воспитания его личности. Оноре де Бальзак так определил гения: «Он похож на всех, а на него – никто!» Приглядитесь повнимательней, а не про вашего ли ребенка эти слова!?