28 май 2017
РППС ГБДОУ №13.

Аналитическая справка о создании развивающей предметно – пространственной среды в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга Образовательная программа ГБДОУ № 13,

Адаптированная образовательная программа ГБДОУ № 13.

Характеристика детей: дети с 2-х до 7-и лет (3 группы раннего возраста, 4 дошкольные общеразвивающие, 2 дошкольные – для детей с ТНР, 1 дошкольная для детей с ЗПР, 1 дошкольная для детей с ОПД ). Анализ предметно – пространственной среды учреждения проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности, раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2.

Информация и сведения по изучению и анализу развивающей предметно –пространственной среды учреждения ГБДОУ № 13 были сформированы исходя из следующих показателей:

1. БЕЗОПАСНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: Образовательное пространство учреждения создано в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учетом реализуемой Образовательной программы, которое обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям и дает возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Все пространство предметно-пространственной среды учреждения безопасно и соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.1.3049 от 15.05 2013 года. Все игровое и спортивное оборудование изготовлено из безопасных материалов и имеет сертификат изготовителя о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям. Вход и выход из учреждения не загроможден мебелью и оборудованием, что обеспечивает свободную эвакуацию детей в случае пожароопасной ситуации. Все учреждение оснащено огнетушителями и инструкциями по их использованию.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Предметно - пространственная среда в учреждении спроектирована в соответствии Образовательной программой ГБДОУ № 13. Созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Все группы оснащены средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и приспособлены для реализации Образовательной программы в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Так образовательная область «Познание» через центры развития «Сенсорный», «Математический», «Мы познаем мир» интегрируется с областями «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».

3. УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ: Развивающая предметно-пространственная среда учреждения содержательно насыщена и рассчитана на все возрастные категории детей. Все оборудование групп проедназначено детям по возрасту. Все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей. Кроме предметов, предназначенных детям по возрасту в среду включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития». Педагоги детского сада компетентны в организации образовательного процесса, в своеобразии этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста и успешно справляются с подбором материалов и оборудования.

4. ОТРАЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РППС учреждения представлены традиционные материалы и материалы учитывающие современную субкультуру ребёнка дошкольного возраста. что отразилось в разнообразие тематики материалов и оборудования, активности детей при взаимодействии с предметным окружением. Реализация области «социально – коммуникативное» развитие: В развивающей среде групп, музыкального и физкультурного зала подобраны материалы, которые способствуют лучшей адаптации и коммуникации детей в детском коллективе, игры помогающие наладить общение с детьми и взрослыми, снять тревожность и неуверенность. Оборудование для сюжетно-ролевых игр размещено таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Уголок «Безопасность»: Отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Уголки оснащены необходимыми атрибутами, игрушками, дидактичекими играми. Реализация области «познавательное» развитие: Организованы центры (уголки) и представлены с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Весь материал представлен в центрах экологии (растения, игры экологической направленности), опытно-экспериментальной деятельности (материалы для осуществления опытной деятельности, многообразие коллекций), математическом (развивающие игры, числовые фигуры, различные виды мозаик, современные пазлы, кубики с цифрами), конструирования и уголке родного края. Реализация области «речевое» развитие: Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам. Широко представлены разные виды театров, атрибуты для театрализованных игр, картотеки речевых игр. В РППС присутствуют игры, задачей которых стоит овладение нормами речи, словообразование, речевое творчество. Реализация области «художественно-эстетическое» развитие: Представлены в группах учреждения музыкальными центрами, где размещены детские музыкальные инструменты, магнитофон, микрофон, коллекция дисков. Центр самостоятельной деятельности: материалы для ИЗО, литература по искусству, альбомы для рассматривания, конструкторы, дидактические игры. Реализация области «физическое» развитие: В учреждении широко представлены игры на развитие физических качеств: наличие атрибутов для подвижных игр, спортивные игры, наличие в группах условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия, наличие нестандартного оборудования, наличие выносного материала для поведения подвижных игр на улице.

5. УЧЁТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ, ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ: Предметно-развивающая среда в группах для детей с нарушениями речи создана с учетом психолого-педагогических требований к ППС в свете требований ФГОС: содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная и обеспечивает реализацию Адаптированной образовательной программы ГБДОУ. При организации предметно-развивающей среды осуществляется гендерный подход, который направлен на полноценный процесс социализации ребенка. Характер среды выражается в наличии игрушек и материалов, позволяющих ребенку полноценно осваивать все виды детской деятельности и области знаний дошкольников. Организация пространства представлена в виде «уголков». Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Материал и оборудование в группах подбирается на основе перечня Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой. Пространство во всех группах трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Игры, пособия, мебель в учреждении полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности. Пространство групп, музыкального зала организуется педагогами в зависимости от комплексно-тематического планирования и является вариативным.

ВЫВОД: Созданная развивающая предметно-пространственная среда соответствует ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Все участники образовательного процесса уделяют достаточно внимания организации предметно-пространственной среды.