Страничка педагога-психолога
АФАНАСЬЕВА
НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички на сайте ДОУ!
Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Поэтому, рада приветствовать на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.
Страничка адресована детским психологам и воспитателям, специалистам, работающим в системе дошкольного воспитания, а также родителям детей дошкольного возраста. Я и все специалисты нашего детского сада готовы к общению с вами. Мы ответим на интересующие вас вопросы, связанные с воспитанием дошкольников, психологическим развитием дошкольников, с физической и оздоровительной работой.
Буду рада отзывам и предложениям через обратную связь.
Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию список литературы, посвящённой вопросам, воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста:
1. Баркан А. Практическая психология для родителей или Как научиться понимать своего ребенка. М. 2000
В этой книге читатель найдет интересные и убедительные ответы на многочисленные проблемы, «тайны и загадки», возникающих при воспитании детей дошкольного возраста. Что означает кризис «я-сам», почему дети бывают упрямыми, нервными, застенчивыми, агрессивными, почему у малышей возникают вредные привычки и кто в этом виноват, как чувствует себя ребенок, когда в семье появляется еще один малыш, — эти и другие вопросы подробно рассматривает детский врач и психолог, доктор медицинских наук, профессор А. И. Баркан.
2. Гиппенрейтер Ю. Как учиться с интересом. - М.: АСТ, 2014
Время, когда ребенок идет в школу, сложное и ответственное как для родителей, так и для детей. Важно не стать тираном и не отбить у ребенка желание учиться, а пройти этот путь в поддержке и понимании. В этом выпуске Юлия Борисовна затрагивает важные вопросы: почему самочувствие ребенка важнее школьных достижений? Что делать, чтобы ребенок был успешен? Желание учиться — как его вызвать?
3. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2008
Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. "Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!
4. Дмитриева В.Г. 200 развивающих игр и упражнений от рождения до школы В.Г. Дмитриева, О.А. Новиковская. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007
Как воспитать здорового, любознательного, умного, гармонично развитого малыша? Очень просто: играйте вместе с ним, потому что для ребенка игра — серьезное занятие. В книге вы найдете описание более 200 лучших развивающих игр и упражнений, придуманных за последние 100 лет.
5. Доман Г. и Д. Как научить ребёнка читать / Пер.с англ. – Спб.: Дельта, 1996
Книга известного американского детского врача Глена Домана, автора бестселлеров `Как обучить ребенка математике`, `Как дать ребенку энциклопедические знания` и др., несомненно, поможет родителям раскрыть и развить умственные способности их маленького ребенка. Для широкого круга читателей.
6. Кашкаров А. Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря. - М.: АВТОР, 2012
На страницах книги рассматривается организация семейного чтения как метод дополнительного образования и воспитания детей посредством мотивации личностного интереса. Автор этого издания, отец девочки-подростка, простым и понятным языком останавливается на проблемах «нечтения» детей и рассказывает, каким образом организовать чтение в семье.
7. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль 1997
Эта книга поможет вам поближе познакомиться с особенностями общения вашего ребенка. Она предназначена как для работы с детьми, которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Однако общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
8. Микляева А. В., Румянцева П. В. Нам не страшен серый волк... Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008
В книге рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Для педагогов и родителей предложено большое количество памяток и таблиц. Авторские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста.
9. Млодик, И. Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. - М.: Теревинф, 2016
Эта книга о родительской любви. О том, каким образом мамы и папы, абсолютно убежденные в том, что творят благо, пытаются влиять на своих детей, и к чему это может привести. О том, как и когда родительская власть превращается из опоры и необходимости в разрушительную силу. О последствиях такого насильственного воспитания и альтернативных способах выстраивать отношения с собственными детьми. Книга адресована всем, кто готов задумываться над тем, что именно мы делаем, воспитывая наших детей, и сделать все возможное, чтобы насилия в мире стало меньше.
10. Никитина Е. Я учусь быть мамой (сборник). - М.: Самокат, 2013.
Семья Никитиных за полвека обросла легендами и ярлыками: "педагоги-новаторы", "авторы системы нетрадиционного воспитания", "родители - профессионалы" и пр. Книга Л.А.Никитиной разрушает этот стереотип. Она - словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы - и "знаменитые", и "простые" - равны и интересны друг другу только "выделыванием себя в человека" (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.
11. Светлова, М. Искусство быть родителем. - М.: ИГ "Весь", 2013.
Перед вами книга об осознанном родительстве. О том, как грамотно , понимая, что и для чего ты делаешь, воспитывать ребенка. Книга помогает преодолеть многие родительские иллюзии и осознать способы и возможности реального воздействия на ребенка. Как происходит замена изначальной детской уверенности взрослой неуверенностью? Активности — пассивностью и безынициативностью? Высокой самооценки — закомплексованностью? Веры — неверием? Что мы делаем с детьми, если они меняются, и часто, надо признать, не в лучшую сторону? Как нам воспитывать их, как формировать их лучшими? Сильными и уверенными. Самостоятельными и ответственными. Такими, чтобы они могли выстоять в этой жизни. И не просто выстоять, выжить — а жить ярко, интересно, достойно.
12. Чех Е.В. Мне страшно. Расскажи мне сказку. - СПб.: Речь; М.: Сфера,.
Во второй книге серии "Расскажи мне сказку" представлены причины возникновения детских страхов (семейные, внутренние, ситуативные). Описаны способы диагностики причин возникновения страхов, которые могут использовать и родители, и психологи, и педагоги - анализ изменений в поведении, сказкотерапевтическая диагностика, арт-терапевтическая диагностика. Подробно освещена сказкотерапевтическая помощь для избавления от страхов: различные техники сочинения сказок; сказкотерапия для ребят, переживших сильный испуг, испытывающих сильный страх перед животными; профилактика переживания сильных страхов.
1. Порисуйте вместе или раскрасьте вдвоем одну раскраску.
2. Сделайте для ребенка маленький подарок-сюрприз. Пусть малыш сам его найдет.
3. Разрешите ребенку брать вашу одежду для игры в переодевания.
4. Предложите ему делать вам прически.
5. Позвольте малышу помогать вам на кухне печь пироги. Пусть он что-то сам вылепит из теста.
6. Предложите вместе с вами помыть тарелки, подмести пол.
7. Читайте ему вслух книги.
8. Всегда спрашивайте ребенка, как прошел его день.
9. Устраивайте совместные вылазки на природу. 10. Гуляйте с ним и активно участвуйте в его играх.
Негативные модели семейного общения, которые объективно существуют в нашей жизни.
Модель 1. Родители заняты друг другом, не обращают внимания на то, что происходит в семье. Они счастливые супруги. Как будто бы все в порядке, но нет необходимого микроклимата взаимопонимания с детьми. Дети как бы стоят в стороне от этой большой родительской любви, которой, кстати, завидуют окружающие.
Модель 2. Родители заняты каждый самим собой: у них своя работа, которой они увлечены, свои друзья, формы проведения досуга. Здесь возникает разобщенность, налицо отсутствие реальных психологических контактов, без которых формирование семейного климата просто невозможно и ребенок это хорошо ощущает.
Модель 3. Поглощенность родителей внесемейной деятельностью. Они хорошие производственники, активные общественники. Но семья как бы не входит в сферу их жизненных интересов, в результате чего это уже не семья, а люди, живущие под одной крышей.
Модель 4. Ее можно было бы назвать так: «Отойди, не мешай». Психологический смысл этой формы поведения заключается в том, что ребенок постоянно как бы исключается из сферы взрослого общения, не допускается в нее. А ведь ничто не может заменить в воспитательном процессе в семье наше с вами родительское слово. И не только назидательное, поучающее, но просто присутствие в контексте наших взрослых бесед, участие и соучастие в них.
Модель 5. Она характеризуется постоянным раздражением супругов по отношению друг к другу и к ребенку. Причем мотивы этой раздражительности могут быть самые разнообразные. Важно, что они создают в семье атмосферу нервозности, тревожности, эмоционального неблагополучия. Раздражение следует по всякому поводу, образуя непрерывную негативную психологическую цепь.
Модель 6. Ее можно назвать моделью психологического самоутверждения родителей и проявляется она в том, что супруги, постоянно в той или иной форме стремятся утвердить собственное превосходство (лидерство в семье, ум, энергию и т. п.), причем распространяется эта психологическая тенденция и на отношение к собственным детям.
Модель 7. Основной психологический подтекст этой модели в следующем: я для вас сделал (сделала) все, а вы как хотите, так и живите. В действии эта модель может выглядеть так: муж приходит с работы, уходит в свою комнату и отдыхает. Он добытчик, основа семьи. Его нельзя обременять детскими проблемами.
Мы привели лишь негативные модели внутрисемейного общения. Очень советуем вам тщательно проанализировать, не сложились ли в вашей системе общения такие негативные наслоения. Данные модели демонстрируют негативные способы общения и взаимодействия в семье. Если в одной из них вы обнаружили схожесть со своей семьей, то … Решать Вам.
Самым долгожданным праздником для взрослых и детей, является Новый год. Новогодние каникулы, которые длятся не менее 10 дней можно провести с пользой. Хорошо если на улице тепло и тогда можно всей семьей выбраться на городскую площадку или в парк. А бывает так, что погода не позволяет выбраться из дома.
В этом случае, если вы живете в большом городе, то в холодную погоду можно отправиться с детьми, например, в развлекательный комплекс и подарить ребенку огромное количество эмоций. А если финансовый кризис семьи не позволяет развернуться, да и людям, живущим в маленьком городе это проблематично, а если вы живете в маленьком северном городке, как я и мои дети, то эта проблема удваивается. Ну тогда, наверное, придется провести все это время лёжа на диване у телевизора. Так? Нет, конечно же, нет. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своими идеями по этому вопросу. Начинаем новогодний и рождественский марафон забав и идей для детей
Можно составить для вашего ребенка «праздничную программу» на все каникулы (естественно, не нужно превращать ее в распорядок дня и вывешивать на стену — о ней знаете только вы и вовлеченные в это близкие). Пусть в этой программе какие-то активные виды отдыха — выезд на природу или поход на каток — сочетаются с чем-то созерцательным, спокойным. Как известно, лучший отдых — смена деятельности. Пусть в этом графике будет и «свободное время»: когда ребенок сможет заниматься тем, что ему в тот момент хочется. Отведите время и для мультиков — куда же без них. Лишь бы все новогодние праздники не свелись к затяжному телемарафону. Новогодние праздники – это такое время, в которое родители могут компенсировать дефицит внимания к собственным детям, который в будние дни аргументируют занятостью.
Приготовьте что-нибудь вкусненькое.
Готовить всей семьёй — это невероятно весело. Сотворите какое-нибудь новогоднее печенье. Заранее купите специальные формочки в виде ёлочек, малыши с удовольствием будут вырезать печеньки и украшать их. А потом с удовольствием их есть!
Картина маслом.
Сегодня все станем художниками. Найдем кусок плотного картона и обтянем его подкладочной тканью (её пришивают внутри мужского костюма). Ткань эта бывает разного цвета. Лучше выбрать из темно-серых, темно-синих, темно-зеленых. Приготовим одну ложку желатина по инструкции на пачке. Основу для картины покроем несколькими слоями желатина (6-8 раз), используя толстую кисть. Причем покрывать надо с перерывом, чтобы каждый слой немного просох. Когда желатин высохнет, приступаем к рисованию зимнего леса гуашью. Гуашь на желатине не растекается, смотрится как масло. Готовую картину обязательно вставим в рамку. Это произведение искусства еще не один год будет радовать вас и ребенка.
Чемпионат по настольным играм.
Достанем все настольные игры, какие у нас есть: шашки, шахматы, лото, домино, тематические детские игры и т.д. Нарисуем на плакате турнирную таблицу. Кто сегодня станет чемпионом?
День сюрпризов.
Вот уже и Рождество! Договоримся делать друг другу сюрпризы тайно. И чтобы никто не догадался, от кого сюрприз получает! Одно непременное условие – все сюрпризы должны быть сделаны своими руками. Ну, а вечером непременно соберемся за столом и расскажем, как приятно делать добро любимым.
Домашний кукольный театр.
Выберем любимую сказку, а можно сочинить и свою. Распределим роли и выразительно расскажем. Сделаем куклы и устроим сцену. Перчаточным куклам будет удобно за ширмой, марионеткам на полу, а бумажные конусные куклы расположатся на столе. Несколько репетиций и можно приглашать знакомых детей. Несомненно, домашний праздник сказки пройдет на славу! Вот и подошли к концу новогодние каникулы. На долгую память всей семье останутся улыбки на фотографиях и восторженные детские воспоминания: «А помнишь, мама, как МЫ с ТОБОЙ…» Без всякого сомнения, Новогодние праздники — это прекрасное время, когда можно отвлечься от работы и полностью посвятить себя семье.
Существует множество различных викторин и игр, которые можно проводить в новогодние праздники.
“Неразбериха”
Возьмите листочки и напишите на них название подарков, а на других – то, что надо сделать с каждым из них, например: “люстра” – “подвешу к потолку”; “корова” – “буду доить утром и вечером”; “породистая собака” – “заставлю гавкать на прохожих”; “золотая рыбка” – “пущу в аквариум, пусть плавает”; “миллион алых роз” – “поставлю в вазу с водой”. Чем больше пар у вас получится, тем интереснее будет игра. Теперь каждый листок с названием подарка сверните в трубочку, привяжите нитку и повесьте на елку. А те листочки, на которых написаны действия, сверните и положите в мешок. В разгар праздника предложите всем гостям поочередно снимать по трубочке с елки. Гость читает название подарка, а после этого вынимает записку из мешка и читает, что он с этим подарком сделает.
“Новогодняя головоломка”
Возьмите бумагу, нарежьте прямоугольники и напишите на каждом из них по сказочному герою, переставляя буквы: Минальва, Ремудра, Ушколаз, Чмокайвдю, Бурчекаша, Оводняй, Конбугор, Ушиванка, Салоручка, Юрхаш, Хлюп и Вшах. Переставляя буквы в уме, дети должны отгадать, кого вы назвали. Кто отгадает больше слов, тот получает приз.
“Электрический ток”
В эту игру можно играть прямо за праздничным столом. Все рассаживаются и берут друг друга за руки под столом. Надо выбрать ведущего и первого игрока, с которого начинается игра. Этот первый сжимает руку соседа, тот передает импульс пожатия следующему игроку – и так по цепочке… По сигналу “стоп” игра останавливается, а ведущий должен угадать, на ком остановилось пожатие. Если ему это удалось, то ведущим становится тот, кого угадали. А если нет – ведущий остается прежний.
“Ассоциации”
Гости делятся на две команды. Одна уходит в соседнюю комнату, где загадывает понятие или предмет, и вызывает к себе одного из игроков другой команды. Ему сообщают это слово, и он должен с помощью пантомимы передать его своей команде. Члены его команды могут задавать вопросы, на которые водящий должен отвечать жестами и мимикой.
“Раздача подарков”
Их надо заранее припрятать. Можно устроить целый спектакль вокруг подарков, угадывая по шутливым описаниям, кому предназначен тот или иной дар. Можно заставить выкупать подарок исполнением какого-нибудь задания по жребию или разыгрывать презенты в лотерею.
«Утилизация глянцевых изданий и рекламных материалов»
Из этого добра можно наделать много-много конфетти, для чего вам понадобится обычный офисный дырокол. Конфетти можно потом начинить воздушный шар (с помощью воронки), чтобы с наступлением полуночи проткнуть его и устроить салют. Если шариков много, можно также в каждый положить по свернутому листочку с предсказанием на будущий год.
Праздничный концерт.
Дети, как никто другой, ждут Нового года. Они с удовольствием подготовят праздничное выступление и блестяще исполнят любимую мелодию.
Розыгрыш.
Новый год уже в самом разгаре. Почему бы в этот радостный день не устроить своим близким еще один маленький сюрприз? Представьте: вы с ребенком звоните в дверь и убегаете. Знакомые открывают дверь – а на пороге стоит маленький снеговик (из настоящего снега, разумеется), а на руке-палочке висит подарок: новогодняя хлопушка, елочная игрушка или коробка конфет. Пусть удивляются, ломают головы: кто же прислал сюрприз?
Но уж если в довершение праздника на столе появится торт с маленькими горящими свечками, восторгу и удивлению детей не будет предела. Это ли не награда? А когда гости станут расходиться, окажется, что каждого ждет сюрприз: звезда из фольги, самодельный подсвечник с маленькой свечой или зимняя икебана.
Чем могут помочь родители
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома благоприятную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ребенку придется ходить в этот детский сад и эту группу, а значит, нужно сформировать у него позитивное отношение. Расскажите кому-нибудь в присутствии малыша, в какой хороший садик он теперь ходит и какие замечательные “Имена воспитателей” там работают.
2. В выходные дни не меняйте режим дня. Можно дать поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять “отсыпаться”. Если ребенку требуется “отсыпаться”, значит, режим сна у вас организован неверно, возможно, он слишком поздно ложится вечером.
3. Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас так нужна ваша поддержка!
4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное.
5. Дайте с собой в садик небольшую игрушку (лучше мягкую). У детей формируется восприятие игрушки как “заместителя” мамы. Когда он прижимает к себе что-то пушистое, что является частичкой дома, то чувствует себя спокойнее.
6. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка пошел в садик, и как ему не нравилось каждый день уходить из дома. И как мама разрешила несколько дней не ходить в садик, но потом просидев дома несколько дней он понял, что в садике намного интересней: там друзья, представления ,веселая физкультура ,музыка и много-много разных игрушек. Когда он пришел снова в садик увидел, что без него ребята сделали много интересных и красивых поделок, мишка даже расстроился. И с тех пор мишка никогда не прогуливал садик, а и иногда приходил даже раньше других ребят. Эту историю вы можете инсценировать с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является желание приходить в садик.
Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен ребенок. Он “считывает” вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно. Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Говорите не слишком громко, но уверенно, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которая идет с малышом в садик. Видя, что зайчик “так хочет в садик”, малыш заразится его хорошим настроением.
2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого (чаще всего маму) никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает лучше пусть тот, с кем эмоциональная связь сильнее!
3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
4. У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока”). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть. Также часть этих приемов можно использовать и воспитателям в детском саду, чтобы успокоить разбушевавшуюся группу мирным путем.
В зависимости от возраста можно выбрать несколько вариантов.
Малыша попросите вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1.
Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в “Море волнуется”.
Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но “штиль” – это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять.
Договоритесь с ребенком, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.
Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.
Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.
Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).
Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.
Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
Предложите игру. Вы говорите слово, а ребенок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.
Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.
Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.
Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.
Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.
Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).
Предложите игру “Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды (“Направо”, “Налево”, “Прямо”), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.
Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”)
Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому темпу.
Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.
Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.
Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут ребенку учиться себя контролировать.
Еще секрет: Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример и чувствует и отражает ваше собственное состояние.