ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Юнкина Л.И., старший воспитатель I квалификационной категории
Уже с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка воспринимать литературное произведение: сюжет, героев, события, характеры героев и нравственный, эстетический смысл произведения. В результате формируются нравственные, эстетические и речевые эталоны, которые являются моделями для восприятия окружающего мира и регуляторами поведения ребенка. Знакомство с литературными произведениями расширяет словарный запас, накапливает речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла их поступков, особенностей событий и обстановки. При восприятии литературных произведений возникают сложные и многообразные, незнакомые для него чувства, которые он учится выражать мимикой, жестами, словами. Эти чувства закрепляются и формируют его духовную сферу. Беседы направлены на формирование приемов восприятия, которые позволяют выделить последовательность событий, особенности героев, следить за их действиями и поступками, проявлениями характера, отношению к другим героям и событиям, понимаю цели и смысла разворачиваемых событий. Игра позволяет почувствовать особенности произведения, его язык, стиль, образность.
При чтении следует учитывать их возрастные особенности при восприятии литературных произведений:
-2-3 года - воспринимают слова и действия.
-3-4 года - воспринимают героев и их действия, переживают вместе с героями.
-4-5 лет – воспринимают последовательность событий, характер героев, их взаимоотношения.
-5-6 лет – воспринимает сложный сюжет, части произведения (завязку, кульминацию, развязку),более тонкие особенности героев и их поступков.
-6-7 лет - воспринимают смысл произведения, средства выразительности, глубину характеров, описания чувств.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ (рассказа, стихотворения) 2-7 лет
В любом возрасте ребенка нужно настроить на слушание. Успокоить и посадить рядом, показать книжку, сказать название, о чем будем читать, спросить его желание слушать. Перед чтением следует рассмотреть вместе с ребенком картинки, сопровождая комментариями и показом иллюстраций для формирования более полного образа воспринимаемых событий. Читать надо выразительно, передавая голосом характер событий и особенности героев, желательно с характерными для героев интонациями. При чтении нужны паузы в основных местах, предшествующие важным событиям, или после, чтобы ребенок настроился на восприятие и пережил эмоции, высказал свое отношение. Для дошкольников характерно бурное переживание эмоций, неумение управлять ими, поэтому дальнейшее восприятие может быть нарушено, если не дать ребенку время для эмоциональной переработки информации.
БЕСЕДА О ПРОЧИТАНОМ
(3-4 года)
-Понравилась ли сказка?
- Что понравилось? Почему?
-О ком эта сказка? А еще о ком?
-Кто из героев больше понравился ? Почему?
-Кто не понравился? Почему?
-Что делал главный герой?
-Что делал плохой персонаж?
-Что было в начале сказки?
-Что было потом?
(4-5 лет)
-Чем закончились события?
-Какой был главный герой? А еще какой?
-Какой был плохой персонаж? А еще какой?
-Чем они отличаются друг от друга? Почему это видно?
-Повтори слова героев, которые ты запомнил. Что они говорили в главные моменты? В конце?
(5-6 лет)
-А какие еще были герои? Что они делали? Кому помогали?
-Какие у них особенности?
-Где происходят события? Когда? Почему ты так думаешь?
-Какая там обстановка?
(6-7 лет)
-Какое настроение создает сказка?
-Что чувствуют герои?
-Чему учит нас это произведение?
-Что ты чувствовал, когда слушал?