«Как инопланетянин КЕО познакомился со злостью»/
«Как инопланетянка ЛИЯ познакомилась со злостью»
Проблема
Неспособность контролировать появление гнева, агрессивность ребенка. (В зависимости от пола малыша меняется имя в названии сказки и корректируется содержание.)
Однажды, когда ты был совсем маленьким, на нашу Землю с далекой-далекой планеты Локос прилетел инопланетянин Кео. С виду он ничем не отличался от обычного мальчика. Странными могли показаться только его оранжевые глаза и ярко-красные волосы. Но кого этим сейчас удивишь!
Ранним летним утром он приземлился в городском парке. Приятно пахли цветы, порхали бабочки и пели птицы. В парке было пустынно, и только мальчик Мирон катался на любимом скейтборде. (Если сказка предназначена девочке, то инопланетянку зовут Лия, и подружилась она с девочкой Миланьей.) Они познакомились и стали неразлучными друзьями. Кео очень повезло, потому что Мирон подробно рассказывал ему о своей планете. Многому научил Кео и сам немало узнал о Локосе и его жителях. Например, локосянцы были умными, спокойными и вежливыми. А еще очень любили летать на космических кораблях и узнавать что-то новое. Поэтому Кео и отправился на Землю. Ему так хотелось познакомится с далекой планетой и рассказать о ней родителям.
Для того чтобы обучение Кео проходило быстрее, они с Мироном дни напролет проводили вместе. Особенно нравилось инопланетянину ходить с мальчиком в детский сад, играть с ребятами, слушать рассказы воспитательницы Марьи Сергеевны, рисовать и делать поделки. Каждый вечер Кео возвращался на свой корабль, спрятанный в парке, чтобы отдохнуть. А с рассветом он уже был у Мирона.
Наступила зима, и выпал первый снег. Ребята обрадовались – они знали, что скоро можно будет лепить снеговика, играть в снежки, но самое главное – кататься с ледяной горки. Кео очень удивился, ведь снег увидел впервые. Что такое холод, он тоже раньше не знал. На Локосе всегда было тепло. Но в особенный восторг привела его надувная ватрушка. (Можно поменять на то, что больше нравится ребенку, например, на санки или ледянку.)
«Похоже на полет на корабле, прямо дух захватывает», - подумал инопланетянин, скатившись с горки в первый раз. И поспешил обратно. Кео не составило труда быстрее всех забраться на гору. Даже маленькие локосянцы были очень сильными, ловкими и быстрыми.
- Не пущу. Мы катаемся по очереди, - преградил ему путь мальчик Степа (Если сказка предназначена девочке, то Света.)
Кео почувствовал, как внутри все колотится, как будто сейчас закипит. Глаза его покраснели, лицо горело, а руки сами собой сжались в кулаки. Он резко оттолкнул Степу. Инопланетный гость не рассчитал силы, и мальчик упал на снег. Ребята замерли. Все с осуждением смотрели на Кео. В том числе и его лучший друг Мирон.
В тот день с ним никто не хотел играть и даже разговаривать.
По дороге домой он спросил у Мирона:
- Что случилось? Почему ребята даже не хотят говорить со мной?
- Ты обидел Степу, - грустно ответил Мирон. – Поэтому никто не хочет играть с тобой. Не очень приятно играть с тем, кто может толкнуть или ударить. Особенно если он сильнее. Еще у нас принято просить прощения, если ты кого-нибудь обидел.
- Сам не пойму, как это получилось… Я почувствовал, как сильно бьется сердце, как сжимаются кулаки. Мне захотелось топать ногами и махать руками!
- Это злость, - закивал головой Мирон. – Ты разозлился и начал драться, а значит разрешил злости победить тебя. Если ты и дальше будешь ейодчиняться, то в конце концов останешься один. Потому что люди станут сторонится тебя. Не захотят с тобой разговаривать и играть.
- Что же делать? – забеспокоился Кео.
- Учиться управлять своими чувствами. Победить злость. Когда-то мама с папой научили меня этому. Могу и тебя научить. И Мирон рассказал Кео, что, когда он злиться, ему надо сразу же отойти в сторону от людей и «прогнать» злость. Можно высоко попрыгать, побегать или даже просто погулять одному. Потом вспомнить что-то приятное, например о своей планете и родителях. Если злость сильная, то понадобится еще вспомнить, как ты раньше играл и разговаривал с тем, на кого сейчас злишься. Если злость все равно не сдается, то можно попросить взрослых почитать интересную книгу или посмотреть веселый мультфильм. И секретное оружие, против которого злость точно не устоит: спеть и станцевать «Танец маленьких утят». (Можно поменять на любимую песню или танец малыша. Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще помочь Кео?». Или даже предлагаем придумать ритуал избавления от злости самому.)
Мирон предупредил Кео: чтобы победить злость, придется не раз использовать один или несколько таких приемов. С каждым разом злость будет слабеть и станет приходить все реже. Но даже если заглянет, с ней не трудно справиться.
Кео было достаточно вспомнить о родителях, как ему стало приятно и хорошо. Он решил, что больше не будет никого толкать и завтра попросит прощения у Степы за свое поведение. И обязательно победит злость. От этой мысли ему захотелось петь и лицо расплылось в улыбке. Он поделился своими чувствами с другом.
- А это уже радость, Кео, - ответил Мирон и улыбнулся.
Но это уже совсем другая история. Расскажу тебе ее в другой раз.
Ритуалы
Знакомим ребенка с приемами преодоления гнева и выбираем подходящие именно для него.
◦ Переключение внимания и физическая активность (бег, прыжки).
◦ Прекращение на какое-то время общения с человеком. Который вызывает злость.
◦ Воспоминания о приятном.
◦ Развлечение (книга, мультфильм, новые впечатления).
◦ Танец, стихотворение или песня.
Вопросы
◦ Кто такой Кео? Расскажи о нем и его планете.
◦ А кто такой Мирон? В сказке про него мало сказано. Как думаешь, какой у него характер? Что он любит делать?
◦ Что случилось с Кео на ледяной горке?
◦ Как называется чувство, которое он испытывал? Опиши его. А ты испытывал такое чувство?
◦ Чему научил Кео Мирон? Что тебе понравилось больше всего?
◦ Что бы ты еще предложил Кео?
◦ Как ты думаешь, Кео победил злость?
Рекомендует педагог – психолог Короткова Е.В.