Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее предметная среда), созданная в ГБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учетом Образовательной программы ГБДОУ № 13 и Адаптированной образовательной программы ГБДОУ № 13, обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей, интересов и уровня активности.
Предметная среда в учреждении выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Условная схема пространства группового помещения.
I. Центр сюжетно-ролевых и режиссерских игр.
II. Центр познавательной активности и экспериментирования.
III. Центр самостоятельной деятельности детей.
IV. Центр настольно-печатных и развивающих игр.
V. Центр двигательной активности.
VI. Уголок уединения.
Содержание центров.
I. Центр сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряженье, освоение социальных ролей и профессий и пр.).
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, потребности в общении, формирование умения соблюдать в игре определенные правила, развитие творческого воображения, креативного мышления; закрепление в игре социального, речевого поведения; воспитание культуры поведения, развитие музыкальных и творческих способностей; развитие умения перевоплощаться с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности.
Тип | Наименование |
Игрушки персонажи и ролевые атрибуты. | Куклы (средние), мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие), наборы кукол: семья, наручные куклы би-ба-бо, наборы персонажей для плоскостного театра, наборы мелких фигурок (5-7 см), наборы масок (сказочные, фантастические персонажи), магнитные театры, пальчиковые театры, театр игрушек, театр ростовых кукл. |
Игрушки предметы оперирования. | Наборы посуды: чайной, ухонной (средний и мелкий), "приклад" к куклам, наборы мебели для средних и мелких кукл, набор медицинских принадлежностей, весы, чековая касса, коляски и т.д. |
Маркеры игрового пространства. | Универсальная складная ширма/рама, стойка с рулем/штурвалом (съемным), трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр), ландшафтный макет, кукольный дом (макет, сборно- разборный, для мелких персонажей), макет: замок/крепость, тематические строительные наборы (для мелких персонажей). |
Полифункциональные материалы. | Объемные модули, крупные, разных форм, крупный строительный набор, ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани, емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры. |
Технические средства. | Магнитофон, музыкальный центр, микрофон и караоке, комплект кассет, дисков. |
Детские музыкальные инструменты. | Металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино, бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки. |
II. Центр познавательной активности и экспериментирования.
Задачи: развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование умения комплексно обследовать предмет.
Тип | Наименование |
Объекты для исследования в действии. | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей), геометрическая мозаика, танграм, набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) набор: счетные палочки Кьюзинера, головоломки, игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий), весы, термометры спиртовые, различные часы, микроскоп, телескоп, наборы для опытов и т.д. |
Образно-символический материал. | Линейки с движком, наборы лото "Числа", касса, наборы: доски магнитные настольные с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур, наборы картинок, таблиц, графические головоломки, календари, карты, глобусы, детские атласы, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты,аудио и видеоматериалы, коллекции материалов, коллекции семян, плодов и прочее. |
Нормативно-знаковый материал. | Разрезные азбуки и кассы, наборы карточек с цифрами, наборы карточек с изображением количества предметов(1-10) и соответствующих цифр, наборы кубиков с цифрами, с числовыми фигурами и т.д. |
III. Центр самостоятельной деятельности детей.
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу; формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез), развитие интереса и желания заниматься творческой деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов, развитие пальцевой моторики, творческого воображения. Конструирование из различных материалов, ознакомление с литературой, выставка детского творчества.
Тип | Наименование |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы. |
Комплект больших мягких модулей (22-52 элемента). | |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.д.) | |
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элетик - АВТО", "Кроха" др.) |
Детали конструктора | Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов). |
Плоскостные конструкторы | Коврик - трансформер (мягкий пластик) "Животные". |
Набор из мягкого пластика для плоскостного конструирования. | |
Для рисования | Наборы цветных карандашей (24 цвета), графитные карандаши, наборы фломастеров, наборы шариковых ручек, гуашь, палитры, кисти, банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л), подставки для кистей, бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения. |
Для лепки | Глина, пластилин, стеки разной формы, доски 20/20 см, салфетка. |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами, файлы прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, розетки для клея, бросовый и природный материал, бумага различная по фактуре. |
Для знакомства с художественной литературой. | Витрины, художественная литература, энциклопедии, справочники, литературные игры, наборы иллюстраций, картин, магнитофон, проектор, коллекция слайдов. |
IV. Центр настольно-печатных и развивающих игр.
Задачи: развивать самостоятельность, активность, развитие и обучение детей средствами игровой предметности, формирование стремления к освоению нового, закреплять на практике полученные знания и умения.
Тип | Наименование |
Настольно -печатные игры. | Планшет с передвижными фишками для выполнения заданий с самопроверкой; наборы логических игр в соответствии с возрастными особенностями детей, комплект настольно - печатных игр по возрастам. |
Дидактические игры. | Игры на закрепление пройденного программного материала по возрастам, развивающий тренажер "Разноцветные окошки", набор мульткарт для игр с проверкой. |
Интеллектуальные игры. | Игры - головоломки, домино. шашки, шахматы. |
Интерактивные игры. | интерактивные панели, планшеты, столы с набором игр разной тематики. |
V. Центр двигательной активности.
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, поддерживать интерес к разным видам спорта, развивать двигательную активность детей.
Тип | Наименование |
Для ходьбы, бега,равновесия. | Балансир - волчек, коврик массажный со следочками, шнур короткий, (плетеный). |
Для прыжков. | Обруч малый, скакалка короткая. |
Для катания, бросания, ловли. | Кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с грузами, различные мячи, обручи, серсо. |
Для ползания и лазанья. | Комплект мягких модулей (6-8 сегментов). |
Для общеразвивающих упражнений. | Гантели детские, кольца, ленты, мячи, палки гимнастические. |
VI.Уголок уединения.
Задачи: создать условия для психологической стабильности ребенка, расширить возможность личностного пространства в группе, обеспечить возможность психологической разгрузки, релаксации и выплеска негативных эмоций.
Тип | Наименование |
Тактильный центр. | Мягкие подушки "обнимушки", пластелин, шнуровки, тактильные мешочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток, настольная песочница, мелкие игрушки. |
Для обогащения эмоциональной сферы. | Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: "Эмоции в сказках", "Как поступают друзья", 2мои чувства", мешочик "Мечтай - ка", шар настроения, игрушечный телефон, фотоальбомы со смешными картинками. |
Для выплескиывния негативных эмоций. | "Подушки - плакушки", коврик злости, стаканчики для крика. |