Играйте с детьми!

Совместная игра — это очень полезный навык для формирования дружеских и доверительных отношений между ребенком и родителями.

Известно, что в игре дети:

• Учатся применять имеющиеся у них знания;

• Оказываются перед необходимостью поиска новых знаний;

• Узнают свойства и качества различных предметов, окружающих их.

А также в игре происходит развитие всех психических процессов – внимания, памяти, мышления, речи, а самое главное – воображения.

Дорогие родители, старайтесь подбирать игры не слишком трудные, но и не слишком легкие, т.к. интерес падает и в том, и в другом случае.

Правила игры объясняйте подробно и понятно. Сохраняйте объективность в оценке результата игры. Поддерживайте ребенка, хвалите за честное стремление к победе.

Попробуйте вместе с ребенком или дайте возможность ему самому придумать новые игры или разные варианты одной игры.

Не отказывайте маленькому человеку в эмоциональном контакте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЧИТАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, СЛОВЕСНО ОБОЗНАЧАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.

Игра: «Угадай-ка» Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время прячет игрушку в одну из чашек. Ребенок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а взрослый дает ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра: «Копилка» Взрослый опускает монеты в копилку, находящуюся за ширмой, и просит ребенка посчитать, какое количество монет было опущено, и показать карточку с нужной цифрой.

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Игра «Робот» Взрослый произносит команды, ребенок или дети выполняют. Шаг вправо, присели, два шага вперед, один влево, руки вперед, руки в сторону, повернулись направо… и т.д.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.

Игра «У кого больше». В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ.

Игра: "Найди отличие" Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с несколькими детьми. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются. Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ИХ СИМВОЛОВ.

Игра: «Утка считает утят». Взрослый предлагает ребёнку понаблюдать, как утка (или другая игрушка) будет считать своих утят (мелкие предметы), и поправлять, если ребенок заметит, что игрушечный персонаж ошибся. Взрослый считает предметы в прямом порядке, путает порядок числительных (1,2,4 и т.д.)

ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ СЧЁТА.

• Бросаем мяч друг другу со словами «больше пяти». Поймавший мяч отвечает «семь» и сам задаёт задание «меньше восьми».

• Можно «заколдовать» мяч на действие, например на «+1». Первый игрок бросает мяч и называет число, поймавший должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить один, и бросить мяч следующему игроку, также назвав своё число.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ

• Чтобы развивать представления об окружающем, можно поиграть в игру «Небылицы». Вы рассказываете ребенку нелепый рассказ, а он исправляет. Например: Иду я по лесу, светит зеленое солнце. Птички поют, зайчики летают. Иду я, смотрю на светофоры. Иду, вижу – рябина стоит, а на ней яблоки, груши… И вдруг из дупла выглядывает медведь. Испугалась я и залезла на пальму.

• Для обогащения словаря хорошо подходят игры с мячом. Играя с мячом, мы не только развиваем речь ребенка, но так же ловкость, быстроту реакции. Усвоение существительных: «1,2,3,4,5 – будем мы в слова играть…» отстукивание мячом об пол. Назови три зимних слова - … Назови три летних слова - … Назови три сладких слова - … Назови три круглых слова - … Назови три добрых слова - … (легких, белых и т.д.).

• В речи дети, как правило, употребляют существительные и глаголы, гораздо реже прилагательные и наречия. Чтобы речь ребенка была развернутой, яркой надо вводить в активный словарь прилагательные.

Игра «Скажи наоборот» (Усвоение антонимов) Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое, с противоположным значением. (узкий – широкий, молодой – старый, холодный – горячий, кислый – сладкий и т.д.)

• Помимо хорошего словарного запаса, в речи важно умение не делать грамматических ошибок, пользоваться словообразованием. В эти игры можно тоже играть с мяом.

Игра «Скажи ласково». (закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов) Стол – столик, шкаф – шкафчик, чашка – чашечка, тарелка- тарелочка и т.д.

Игра «Один – много». (закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных). Глаз – глаза, ухо – уши, стул – стулья, окно – окна и т.д.

Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» (маленькие мячи). (закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве справа – слева, впереди – сзади, закрепление употребления предлогов). Ребенок выполняет задания по инструкции взрослого. В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется.

Помимо игр с мячом, можно поиграть в семье в игру:

«Найди игрушку». Главное в этой игре – объяснение ребенка, где находится игрушка, употребление им предлогов. Игра стимулирует ребенка употреблять предлоги. (Ребенок с взрослыми или другими детьми выходят из комнаты или закрывают глаза. Игрушка прячется так, чтобы дети могли ее увидеть. Дается объяснение, что тот, кто заметил игрушку, не кричит сразу, а тихонько садится на стул. Остальные продолжают искать. Когда большее число участников сидит, у первого заметившего спрашивают, где стоит игрушка. Он должен объяснить, где, а не показывать. Тогда он заслужил приз). Очень важно развивать связную речь, вызывать у ребенка умение аргументировать.

Игра «Хорошо – плохо». Взрослый задает тему обсуждения. Ребенок рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Взрослый: Дождь – это хорошо или плохо? Хорошо – полезен для растений, для будущего урожая; смывает пыль с домов и деревьев. Плохо – намочит нас, бывает холодным, не пойдем на прогулку. Вариант «Нравится – не нравится» (времена года). (Зима, мне нравится, потому что… не нравится, потому что)

Самое главное, чтобы у вас нашлось время и желание играть с ребенком. Дети очень чувствуют заинтересованность взрослого и тогда играют с удовольствием и усваивают языковые средства быстрее и прочнее.

АКТИВНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПОМЕЩЕНИИ.

Игра «Домашний боулинг» Соорудить игру, в которую можно играть хоть в одиночку, хоть всей семьей, проще простого, потому что «оборудование» найдется буквально в каждом доме. Берем мяч, лучше из ПВХ — будет меньше шума, но подойдет любой спортивный или игровой мячик и 10 пластиковых бутылок. Импровизированные кегли можно сделать яркими, наполнив фантиками или цветной бумагой. Правила просты: мяч, как шар в настоящем боулинге, нужно направить на выстроенные кегли — чем точнее бросок, тем больше «кеглей» упадет. Для большей заинтересованности ребенка, придумайте ему интересный призовой фонд. А текущие результаты записывайте на большом листе бумаге.

Игра «Ручеек» На полу из двух скакалок или веревок делаем ручеек шириной полтора-два метра. Посередине раскладываем бумажные кружки — это камушки. Ребенку нужно перебраться с одного бережка на другой, наступая на островки и перепрыгивая камушки. Если оступился, берет паузу, чтобы «высушить» ножки на берегу. Нехитрое занятие тем не менее формирует у ребенка ловкость, равновесие и не даст заскучать во время карантина. А заодно малыш вдоволь напрыгается.

Игра «Бег с фасолью» Дети, как известно, любят побегать по дому, но каждый раз рискуют либо свалиться и получить ушиб, либо зацепить что-то из мебели. Поэтому предлагаем им подвигаться, но с некоторым ограничением: на голове у них будет лежать пакетик или мешочек с фасолью (горохом, карамелью). Таким образом, ребенок должен стараться быстрее дойти до цели, но не уронить свой груз. Между тем научится держать равновесие и осанку.

Игра «Поиск сокровищ» Чтобы не заскучать во время долгого сидения дома, можно придумать разные мини-квесты. Например, искать сокровища! Спрячьте в квартире 10-15 вещей вместе с записками, в которых будет зашифрована подсказка о следующем месте «клада». Если развить мысль более фантазийно, то можно нарисовать целую карту «острова сокровищ», и тогда занятость ребенка часа на два обеспечена. Не хотите рисовать, тогда ведите ребенка к цели подсказками «горячо - холодно».

Игра «Мишень» Тренируем меткость детей в домашних условиях. Мишенью для игры может послужить что угодно: пластиковая пятилитровая бутыль, в которой вырезано отверстие для мячей, корзинка или детское ведерко. Далее из фольги делаем мячики и пробуем попадать в мишень. Усложняем условия: целимся по очереди левой и правой руками. Можно устроить семейные соревнования: кто забросит больше шариков в мишень за определенное время или одновременно после команды «Начали!».

Игра «Игрушка–хрюшка» Веселая игра для малышей, которая хорошо разбавит скучное время дома, проведенное на карантине. Подходит для детей от трех лет. Нужно под ритмичную музыку просто перекидывать друг другу какую-то забавную мягкую плюшевую игрушку. Как только музыка останавливается, игрок с игрушкой в руках должен выполнить условие: рассказать стишок, спеть песенку или прокукарекать.

Регулярная физическая активность укрепляет функциональные способности сердечно-сосудистой системы, развивает мышцы и кости ребенка и улучшает психологическое самочувствие. В отсутствие достаточной физической активности ребенок не имеет возможности куда-то направить свою энергию. В результате малыш становится беспокойным и неусидчивым, ему сложнее сконцентрироваться на какой-то определенной задаче.

Общение с вами дает ребенку значительно больше, чем любая механическая "развивающая" игрушка. Проводя время с родителями, близкими, бабушками и дедушками, малыш растет счастливым, эмоционально здоровым и смышленым.

Учитель-дефектолог С.Ж. Некрасова