13 фев 2020
«Вот какой рассеянный!…»

- Галинка всем вокруг интересуется, любопытничает, все что-то ей надо взять, узнать. Но вот беда – начинаешь объяснять, показывать, сравнивать, а ей уже это как бы и не интересно, другое увидела. И вот, как попрыгунчик, то там что-то схватит, то здесь что-то спросит. Задаю ей вопрос, а она смотрит в сторону и задает встречный совсем на другую тему. Меня беспокоит эта поверхностность, рассеянность, нежелание доводить начатое до конца.

- Мой ребенок очень рассеян. Все время в саду что-то забывает, теряет: то носок, то рукавичку, то шапку. Боюсь, что в школе и голову-то может потерять.

- Танюша на занятиях все время подглядывает в тетрадь соседа, вертится, отвлекается. Ошибок – куча. Как развить внимательность и сосредоточенность?

Зрительное внимание дошкольника – это способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение одних объектов и отвлечение от других, возможность, позволяющая качественно выполнить задания и разобраться в деталях. Оно сопровождает все психические процессы: восприятие, мышление, речь, память – и повышает их продуктивность.

Развитое зрительное внимание, произвольное осознанное внимание необходимо школьнику для умения увидеть и удержать образы, возникающие в процессе обучения (знаки, рисунки, предметы, лица и т.д.). Надо отметить, что дети 3 – 5 лет отличаются непроизвольным вниманием, низкими способностями к сосредоточению, часто отвлекаются на новые и неожиданные сигналы. Лишь в активной игре с определенными правилами формируются основы концентрации, переключения и распределения внимания. Именно проблема формирования свойств внимания чаще всего является причиной отставания ребенка в учебе. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, делать на уроке то, что необходимо, ребенок «плавает» в океане учебной информации, вызывая недовольство учителя и родителей. Так, первоклассник запросто может «пропустить мимо ушей» задания, не «разглядеть» картинку в учебнике, забыть портфель в коридоре и превратиться в растеряшу. Тренировки помогут развить внимание, волю и целеустремленность, ответственность и самостоятельность.

По дороге из садика спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда он положил игрушку, которой играл, и о других деталях, которые мог видеть ребенок в течение дня. Дайте задание сосчитать (можно загибая пальчики), сколько женщин и сколько мужчин вам встретится. Придя домой, попросите ребенка разложить все необходимые к ужину приборы. Отведите игрушкам, книжкам, карандашам, тетрадкам постоянное место и попросите каждый день все «раскладывать по полочкам».

Эти и другие повседневные задания научат ребенка быть внимательным и наблюдательным, а это сложный труд, требующий усилий и умений доводить начатое дело до конца.