15 апр 2021
О том, что волнует родителей будущих первоклассников

Не существует каких-то абсолютных критериев готовности ребенка к школе, важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Именно эти показатели определяют познавательную учебную мотивацию, характеризуют интеллектуальные способности и эмоциональный фон готовности ребенка к школе.

Ежегодно тысячи родителей ведут своих малышей в первый класс. Дети, гордые от осознания своей взрослости и в предвкушении какой-то большой и занимательной игры, нарядные и экипированные новыми красивыми школьными принадлежностями, с цветами ощущают атмосферу праздника. Родители, растроганные и не верящие в то, что их малыш уже совсем большой, ловят себя на ощущении смутной тревоги. Множество вопросов возникает у них в связи с этим замечательным событием. Резко меняется режим, появляются заботы, связанные с приготовлением уроков, возрастает необходимость в контроле и помощи своему ребенку. Интересно, что в основном родители тревожатся по поводу внешних признаков готовности к обучению, развитию у ребенка усидчивости, аккуратности, дисциплинированности. Несомненно, очень важно, как воспримет первоклассник переход из «тепличных» условий детского сада в строгую, а порой и жесткую атмосферу школы, подружится ли с одноклассниками и учителями, станет ли для него школа «вторым домом».

Эти и подобные вопросы касаются социальной готовности ребенка к учебе, без которой он не может успешно адаптироваться к новой роли – роли школьника. Они затрагивают проблемы мотивации к учению, общения, физической готовности, индивидуально-личностных особенностей детей, взаимоотношений с родителями, безопасного поведения.

Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью. Заметить эти признаки можно заранее. В это случае ребенок инфантилен, стремится казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу!», совершенно игнорирует «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны и ограничены.

Дошкольник, готовящийся к учебе, обычно с удовольствием изучает буквы, стремится побыстрее научиться читать и писать, проявляет в 5 – 6 лет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?».

Но не только умения писать, читать и считать определяют мотивационную готовность к школе. Прежде всего – это желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение. Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети обычно не могут принять, что в школу нельзя брать любимые игрушки, что чужие дети могут обидеть. Это показатели неуверенности в себе, высокой внутренней тревожности ребенка. Расскажите ему, как вы учились, как много нового и интересного вы узнавали на уроках, как дружили. Воспитывайте ребенка только на положительных примерах. Докажите, что именно школа поможет ребенку достичь цели, стать похожим на людей, которые ему нравятся. Если в вашей семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка. Наоборот, найдите, за что можно его похвалить. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей, и вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!

Советует педагог – психолог

Короткова Елена Владимировна.