29 янв 2021
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ на ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ в ЗИМНИЙ ПЕРИОД

На начальном этапе развития человеческого общества чрезвычайные ситуации носили в основном природный характер и были связаны со стихийными бедствиями, которые наводили страх и ужас на людей. К основным стихийным бедствиям относятся и метели, холода, сильные снегопады, изморози, гололед.

Гололедом называется плотный слой льда, образовавшегося на поверхности земли при замерзании капель дождя или тумана. Гололед вызывает огромное количество транспортных аварий и катастроф, приводит к травмам и гибели людей, обрыву проводов, уничтожению деревьев, посевов. А лед, образовавшийся на земной поверхности после оттепели, называется гололедицей.

По причине падений на скользкой поверхности ежегодно травмируется около 2 млн. россиян.

Толщина и прочность льда для катания и на переправах.

Чтобы без риска человек мог находиться на льду, он должен быть прочным, иметь определенную толщину.

Установлено, что переход одиночных пешеходов по льду возможен при толщине льда не менее 5 см. Большой группе людей можно переправляться по льду при толщине в 7 см, но каждый пешеход должен идти на расстоянии 5-6 м друг от друга. Переправа одного всадника на лошади допускается при толщине льда 10 см, а в колоне – 15 см. Для переправы грузовых автомашин и гужевого транспорта толщина льда должна быть не менее 20-25 см. Открытие катка на реке, озере или прибрежной полосе рекомендуется при толщине льда не менее 25 см.

Переход водоемов по льду в необозначенных местах всегда связан с риском для жизни. Поэтому перемещение возможно только там, где разрешен переход, где имеются указатели входа с берега на лед и вешки, обозначающие трассу перехода. Но и при этих обозначениях всегда надо быть внимательным, ни в коем случае не отклоняться в сторону от установленной трассы. Это важно помнить особенно с приближением весны, перед вскрытием рек, когда лед становится рыхлым, хотя внешне он по-прежнему кажется крепким.

Лед может быть непрочным около стока вод. Тонкий или рыхлый лед бывает вблизи кустов, камыша, под сугробами, в местах, где водоросли вмерзли в лед. Следует также обходить места, покрытые толстым слоем снега, – под ним лед всегда тоньше. Непрочен лед и там, где бьют ключи, где быстрое течение реки. Особенно осторожно надо спускаться с берега, - лед может неплотно соединяться с сушей. Ни в коем случае нельзя проверять лед ударом ноги!

Какой же лед можно считать безопасным? Прочным безопасным льдом считается прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком при толщине до 12 см. При оттепели, изморози и дожде лед обычно покрывается водой, а затем замерзает, в особенности после снегопада. При этом лед становится белым или матовым, а иногда приобретает желтоватый цвет. Такой лед непрочный, и его толщину принимать во внимание не следует.

Лед на реках, озерах и других водоемах становится прочным лишь в период полного становления зимнего ледостава. Однако и зимой возникает немало опасных для катания и переправ мест.

К ним относятся:

а) майны и промоины, образующиеся быстрым течением рек, подземными ключами, выходящими на поверхность, и спусками теплой воды от промышленных предприятий;

б) проруби, рыбацкие лунки, места выколки льда.

Чтобы не произошло беды на тонком льду, надо знать:

Время безопасного пребывания человека в воде:

при температуре воды +24° С время безопасного пребывания 7-9 часов,

при температуре воды +5 - +15° С - от 3,5 часов до 4,5 часов;

температура воды +2 - +3° С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин;

при температуре воды - 2° С - смерть может наступить через 5-8 мин.

Критерии льда:

прочный:

прозрачный лёд с зеленоватым или синеватым оттенком;

на открытом бесснежном пространстве лёд всегда толще.

тонкий:

цвет льда молочно-мутный, серый лёд, обычно ноздреватый и пористый, такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания;

лёд, покрытый снегом (снег, выпавший на только что образовавшийся лёд, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова);

лёд более тонок на течении, особенно быстром, на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий; в местах, где растет камыш, тростник и другие водные растения.

Правила поведения на льду

1. Не переходите водоем по льду в запрещенных местах.

2. Не выезжайте на лед на мотоциклах, автомобилях вне переправ.

3. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

4. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

5. Не проверяйте прочность льда ударом ноги. Имейте в руках палку, прощупывайте перед собой путь. Если после первого сильного удара покажется хоть немного, или если лед начал трескаться - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует осторожно лечь и ползти по своим следам обратно или отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступайте при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

6. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне или по натоптанным следам и тропинкам. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

7. Не собирайтесь группами на отдельных участках льда. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 метров). Вперед пропустите самого опытного.

8. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

9. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.

10. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.

11. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах - алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными. В целях обеспечения мер по безопасности людей на льду постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2020 № 917 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2021 № 4) установлен период, в течение которого запрещается выход на ледовое покрытие водных объектов в Санкт-Петербурге: с 15 ноября 2020 года по 15 апреля 2021 года.

НАПОМИНАЕМ, что в соответствии со ст. 43-6 «Выход на лед в запрещенный период, выезд на лед на транспортных средствах» Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»:

1. Выход на лед в запрещенный период влечет ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ или наложение АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА на граждан в размере от 1000 до 5000 рублей.

2. Выезд на лед на транспортных средствах, не являющихся средствами передвижения по льду, а в запрещенный период на любых транспортных средствах влечет наложение АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА на граждан в размере от 1500 до 5000 рублей.

Будьте внимательны и осторожны, берегите свою жизнь и жизнь своих близких! Экстренный вызов спасателей по номеру телефона «101» или «112» с мобильного телефона.

Пожарно-спасательный отряд

противопожарной службы Санкт-Петербурга по Кронштадтскому району