16 мар 2020
«Очумелые ручки»

- Славик очень хочет научиться писать. Он берет карандаш двумя пальцами, сильно их сжимает, лицо при этом напряженно краснеет, он пыхтит, губа нижняя закушена – Слава пытается нарисовать ручкой маленькую машинку. Вижу, что ему трудно до ужаса! А вот здоровенного кота он умеет рисовать хорошо, усы так и разлетаются в разные стороны. Но ведь буквы-то маленькие, как же он будет в прописях работать?

- Как-то решили сделать бабушке на 8-е Марта подарок – самодельную открытку. Из садика Миша принес мне красивую, аккуратно склеенную. Нарисовала трафарет тюльпана, дала ножницы, а он, оказывается, и в руках-то их держать не умеет, руки трясутся, вырезать совсем не может. Я думала, что в садике их этому научат…

 Можно ли учить ребенка писать письменные буквы, тренировать почерк до школы?

Развитая мелкая моторика означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций – рисованию, письму, черчению, лепке, выстриганию, шитью. От этой способности зависит формирование четкости почерка. Доказано, что существует прямая связь между уровнем развития мелкой моторики и речью, интеллектуальными показателями.

В овладении графическими операциями активно участвуют мелкие мышцы кисти руки и суставы фаланг пальцев. Формирование этих суставов заканчивается к 10 – 11 годам, поэтому нельзя требовать от младшего школьника стабильного четкого почерка.

Совершенно не правы те родители, которые по многу раз заставляют безмолвного, стремящегося к успеху ученика старательно выписывать на черновиках палочки и галочки. Результат раз от разу будет только хуже, так как происходит утомление мелких мышц и хрящевых суставов.

Развивать мелкую моторику надо в игровой форме, учитывая не только четкость и аккуратность графических изображений, но и легкость, ненапряженность руки. Научите ребенка правильно держать карандаш и ручку между средним, указательным и большим пальцами на расстоянии 2 см от кончика. Тренируя руку, разрешайте рисовать не только на стандартных листах, но и на газетах, старых обоях, на асфальте, на песке (но не на стенах в подъезде) и не только фломастерами, ручками и карандашами, но и окрашенными жидкой краской пальцами, остатками губной помады, песком, глиной.

Для того чтобы успешно учиться, письмо ребенка должно постепенно автоматизироваться, чтобы освободить энергию для развития мыслительных процессов, сконцентрировать внимание на понимании смысла того, что он пишет, на обдумывание. Нет смыла тренировать письмо до школы – педагоги способны организовать этот процесс грамотно и поэтапно. Чтобы научиться писать под диктовку быстро, четко и грамотно, чтобы письмо стало средством, инструментом, а не конечной целью, необходимы специальные упражнения по выработке техники и темпа письма.

Если ваш ребенок стойкий левша, не стоит его переучивать. Используйте возможность развить обе руки, но если это вызывает у ребенка недовольство и раздражение, то тренируйте левую руку. При этом обратите особое внимание на способности ориентировки в пространстве и на бумаге – у левшей часто возможна путаница – и потренируйте ребенка в различении пространственных понятий.

Развивайте «очумелые ручки» вашего ребенка – и тогда вы с радостью увидите, что он способен не только красиво рисовать, играть на музыкальных инструментах, писать, но и выстригать, лепить, шить, «рукотворничать».