13 фев 2020
«Пойди туда, не знаю куда…»

- Как-то пригласили нас на показательное занятие по физкультуре. Смотрю, все дети выполняют команды четко, строятся в шеренги, поворачиваются, а Наташа, как крот, который вылез на поверхность из норки, тыкается в разные стороны, все путает, неуклюжая она у нас…

- Вася совсем не умеет гулять один, вечно заблудится в трех соснах. Прошу его не уходить от дома, так он умудрится в соседний двор забрести, ходит по подъездам и ищет свою квартиру. Я сто раз ему адрес называла, домой каждый день вместе ходим из садика. Но как куда подальше уйдет – так обязательно теряется.

- Светочка, принеси, пожалуйста, из холодильника коробку сока!

- А где она?

- Сверху, в правом углу… Света, где ты?

- Я не вижу никакой коробки!

- Да что ты, она там!

- Нет её!

- Ну что ты, куда же ты смотришь? Вот же она!

Способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимы для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. В школе ребенку предстоит свободно распознавать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «между», «под», «над» и т.д. Учитель использует эти понятия, объясняя, где находится задание в учебнике, как правильно писать в тетради, сколько клеточек отступить сверху, справа и т.д. Чтобы это не вызывало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Нередко, уже научившись писать буквы, цифры, читать, ребенок это делает наоборот, справа налево, переставляет слоги. Подобного рода ошибки допускают многие дети в связи с возрастной недоразвитостью мыслительного анализа и синтеза пространственных знаков. Таким детям полезны игры со шрифтами: кубики с буквами и цифрами, магнитная азбука, приклеивающиеся к стене буквы – конструкторы.

Ориентировка ребенка в пространственных расположениях предметов тесно связана с развитием восприятия, наглядно-образного мышления, умением устанавливать причинно-следственные связи.

Важным является и моторно-двигательное развитие – умение двигаться в пространстве, координация движений, сноровка и подвижность.

Если вы заметили, что ребенок слабо ориентируется в пространстве, полезно поиграть с ним в игры с кладами. Спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа, выше, ниже и т.д. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Можно научить ребенка пользоваться планом-картой. На природе полезно поиграть в «Казаки – разбойники», стрелочками или ленточками помечая путь скрывающейся команды. Интересна игра с фонариком в следопыта, когда вечером ребенок лучом показывает, куда лучше вам пройти – влево, вправо или прямо.

Подобные занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.