22 янв 2020
Нетрадиционные игры в жизни и развитии ребёнка

Феоктистова Наталья Сергеевна

воспитатель высшей категории

Сегодня мы с вами поговорим о необычных играх, которые не являются традиционными, но будут интересны Вам и вашему ребёнку.

Где больше всего времени проводят мамы и бабушки? Ответ простой: На кухне. А что делают в это время наши детки? «Кто играет самостоятельно, кто пристаёт к папе с вопросами, а кто к брату или сестрёнке». Из этой ситуации есть простой выход: возьмите ребёнка с собой на кухню, и пока варится вкусный обед, поиграйте вместе, ведь предметы для игр находятся там же!

Игры на кухне – это не только повод «нейтрализовать» ребёнка, пока мама занята своим делом, это ещё и замечательная возможность привлечь ребёнка к реальной помощи по хозяйству, и сделать это занятие увлекательным и полезным.

Как Вы думаете, сможет ли Ваш ребёнок справиться с небольшим поручением: намазать масло на хлеб, очистить варёное яйцо к завтраку или сваренные в мундире овощи? Попробуйте! С 2-х лет такие занятия вполне по силам ребёнку. А сколько удовольствия ему доставят такие взрослые задания. Эту работу они воспринимают как игру и подтверждение своей взрослости. В 4 года ребёнок может самостоятельно вытереть стол, вымыть чашки, ложки (без моющего средства), достать из холодильника продукты. Да, сначала всё приходится доделывать и переделывать. Но всему надо учиться – навык не приходит сразу. Зато потом из неумелого крохи вырастает настоящий помощник.

Кухня – это ещё и подходящее место для развития речи детей. Многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами, макаронами. В вашем шкафу тоже, наверное, залежалось немного разной крупы. Не спешите её выбрасывать, ей можно дать вторую жизнь. Крупу можно перебирать, просеивать, просто сыпать (идёт «дождь»), пересыпать из одной ёмкости в другую с помощью ложки и так, рисовать пальчиками по рассыпанной на плоском подносе (цветной бумаге или картоне) манке. А также делать аппликации на пластилине или клее, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, проталкивать фасоль, горох в узкое горлышко бутылки, нанизывать макаронные изделия на шнурок, выкладывать узоры, геометрические фигуры, буквы и другие предметы. Разнообразие таких занятий ограничены лишь Вашей фантазией и каждое, по-своему, полезно для крошечных пальчиков.

Кухня – подходящее место для развития звуковосприятия: - размешайте сахар в стакане чайной ложкой, - хлопните крышкой по кастрюле, - потрите сырую морковь, - пошумите пакетиками со специями, - погремите горохом (гречкой) в стеклянной, пластмассовой или железной банке, - дать послушать шум льющейся воды. А ребёнок пусть попробует отгадать, закрыв глаза (или отвернувшись), что может издавать такие звуки. Разбирая сумку с покупками, предложите ребёнку назвать покупки, их количество, повторить предлоги, разложив покупки :

- Куда положим мясо?

- В холодильник.

- А фрукты?

- Оставим на столе.

- Муку уберём в стол.

- Печенье – на полку возле (около) холодильника.

- Картошку – в ящик под столом.

Можно поиграть в такую игру. Задать ребёнку вопрос:

- Расскажи, какой апельсин. 

Апельсин круглый, оранжевый, сочный, вкусный, сладкий, кислый, душистый, большой, тяжёлый, шершавый, полезный, холодный, цитрусовый, солнечный, ароматный, экзотический…

- А булка какая? - свежая, мягкая, тёплая, сдобная, вкусная, белая, сладкая, лёгкая, пышная, ароматная, продолговатая, круглая…

Вот сколько новых слов Вы добавите в активный словарь детей. Можно научить ребёнка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Например, апельсинчик, булочка, хлебушек, свёколка, картошечка, яблочко, огурчик, помидорчик, фасолинка. Регулярные занятия для развития речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребёнком связной, эмоциональной, правильной речью.

Но не забывайте, на кухне слишком много источников опасности для ребёнка. Уберите из пределов его досягаемости всё, что может причинить вред (аптечка, уксус, моющие средства и т.д.)

Мы хотим Вам предложить несколько вариантов игр с детьми на кухне. Все они подобраны с тем расчётом, чтобы развивать у ребёнка фантазию, память, мышление, ловкость, речь и тренировать мелкую моторику.

«Кот в мешке». Подберите небольших несколько предметов разной формы (например, овощей, фруктов, каких-либо кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребёнок должен ощупать предметы, по очереди называть и вытащить их. Можно разнообразить игру: взять 2 пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.

«Нос знает». Поставьте в ряд несколько баночек (коробочек) и в каждую положите небольшое количество разных продуктов. Можно использовать молотый кофе, подсолнечное масло, дольки лимона, апельсина, свежего огурца, кусочки лука, салями и т.п. Закройте баночки крышками. Затем завяжите ребёнку глаза и , открывая эти баночки по очереди, попросите по запаху определить продукт. Каждый раз после ответа снимайте повязку, чтобы малыш мог убедиться, верно ли он отгадал. А потом поменяйтесь местами, и пусть ребёнок проверит Вас.

Аналогично, игра «Угадай на вкус». «Кораблики и подводные лодки». Поставьте перед ребёнком таз с водой. Дайте ему крышки от банок (это будут корабли), на них положите какие-нибудь мелкие предметы, например, фасолинки (моряки). Пусть малыш поиграет с этими корабликами, пока Вы готовите обед. Можно предложить ребёнку несколько разных предметов, и пусть он отгадает, какие из них будут плавать в воде, а какие утонут.

«Перенеси предмет щипцами». Разложите на кухне несколько коробок (или тарелок): одну – на стол, другую – на стул, на пол, на подоконник и т.д. В каждую из них, кроме одной, поместите какой-нибудь небольшой твёрдый предмет (например, кубик, батарейку, пластмассовую или резиновую игрушку, пустую катушку). Дайте ребёнку щипцы и объясните, что цель игры состоит в том, чтобы с их помощью перенести все предметы в пустую коробку, ничего не уронив. Чем чаще малыш будет играть, тем лучше у него будет получаться. Затем усложните задачу: положите в коробки более мелкие предметы – замените кубик кусочком сахара, игрушку – кольцом. Кроме того, можно увеличить расстояние между коробками. Включив таймер, сравните, кто из вас двоих быстрее справится с заданием, или этим вместе с остальными членами семьи.

«Кухонная школа». На кухонном столе во время приготовления пищи часто скапливается множество разных предметов. Предложите ребёнку разложить их по группам, например, деревянные ложка, доска; металлические ложка, поварёшка; стеклянные стакан, кувшин; пластмассовые чашка, ложка и т.д. Игра учит группировать предметы, сделанные из разных материалов. - А может ли быть ложка бумажной или стеклянной или кастрюля деревянной?

«Кегли». Возьмите пустую пластмассовую бутылку и несколько «шаров» - резиновые мячики или теннисные. Поставьте бутылку на пол. На некотором расстоянии от неё нарисуйте мелом или обозначьте клейкой лентой линию. Попросите ребёнка сосчитать, сколько раз он попадёт мячом в бутылку и собьёт её. Усложнение: отодвинуть бутылку от линии подальше.

«Бильярд на кухне». Сыграйте в бильярд прямо на кухонном столе. Не удивительно, если старшие братья и сёстры, родители, дедушки и бабушки тоже захотят поиграть. Сначала сделайте «лузы», прикрепив бумажные стаканчики по краям и углам стола (они должны находиться на одном уровне с краем стола или чуть пониже). Сделайте кий, поместив длинную палочку спагетти внутрь пластмасс- совой соломинки для напитков так, чтобы она скользила туда и обратно. Для бильярдных шаров вполне подойдут горошины или драже. Дети могут заниматься игрой одни или соревноваться с вами.

«Тестопластика». Сделайте ребёнку тесто, из которого ребёнок сможет вылепить угощение для кукол, животных, просто для удовольствия, а также с помощью формочек для печенья вырезать различные фигурки. Вот рецепты теста: 1). 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (её можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла. Всё смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите на здоровье. 2). 1,5 чашки муки, 0,5 столовой ложки соли, 0,5 чашки воды (добавлять постепенно) и 0,5 чашки растительного масла (добавлять постепенно). Можно добавить краски. Замесить тесто. Оно может храниться долго, если упаковать его в полиэтиленовый пакет и положить в холодильник.