16 янв 2020
«Что слышу, то пою…»

- Моя дочь совсем никого не слушает, все щебечет и щебечет. Слова других людей для нее – ветер. Главное – выговориться самой. Переживаю, как она учительницу слушать будет? Как будет усваивать учебный материал?

- Чтобы мой ребенок что-то сделал, ему надо повторить много раз, да еще голос повысить. Проверяли слух у врача – все нормально! Что же это за особый подход ему нужен?

- Иногда Маша бывает невыносимой. Придет ко мне подруга, разговариваем о своем, о женском, а той обязательно что-то надо. Ходит вперед-назад, любопытничает, подслушивает. Чем-то своим заниматься совсем не может, интересуется взрослыми делами, а со своими не справляется.

Почти всю информацию, которой владеет дошкольник об окружающих предметах и явлениях, он узнает на слух. В школе свыше 70% всего учебного времени отводится на то, чтобы целенаправленно слушать объяснения учителя, ответы одноклассников. Потому важно развивать активное слушание, способность самостоятельно удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух интересных сказок, историй, посещений спектаклей, соответствующих возрасту ребенка. Предложите ребенку внимательно послушать музыку и подумать, что она выражает, нарисовать музыкальные иллюстрации к ней. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке, отметив, что пролетело «мимо ушей». Эти игры хорошо развивают слуховое внимание.

Слуховое восприятие и внимание нужны при обучении детей чтению и письму, при формировании звуковой культуры речи (отчетливое произношение звуков, слов, фраз, четкий темп речи, её громкость).

Нужно отметить, что маленькие «ушастики» с удовольствием сосредотачиваются на разговорах взрослых, обсуждении важных семейных и «мировых» проблем. Поэтому советуем родителям быть аккуратнее в своих высказываниях, памятуя, что слуховое внимание у дошкольников подчиняется закону «хочу слышать то, что интересно».

Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует резко изменить громкость голоса (не обязательно в сторону усиления, перейдите на шепот), темп речи (убыстрите или замедлите) или сменить занятие. Утомление и усталость снижают слуховое внимание и полезно сделать «встряску», то есть попрыгать, побегать, пощекотать ребенка, можно потанцевать или воодушевленно попеть хором.