15 фев 2019
«О родительской любви»

Составитель: Куркина Светлана Валентиновна

 воспитатель высшей квалификационной категории

 Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержки безопасности внутреннего психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и нем заботятся.

 Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Казалось бы, излишне говорить об этом. Однако каждый, работающий с детьми и родителями, знает, сколь нередки высказывания типа: «Нет, не такого ребенка мы хотели бы иметь», «Я ему все отдаю, а он не ценит», «Не знаю, в кого он такой уродился» и т.п. За этими фразами – внутреннее неприятие своего ребенка, эмоциональный дефицит в отношениях с ним.

 Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму и пр. Но это не совсем так. Любовь, которая реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком, есть то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям детей любого возраста. Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, желание понимать и слушать маленького человека.

 Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом» - активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Формула: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним» - родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием душевного мира ребенка, с неумением помочь ему в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю» - признание действительных (но часто мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители склоняются к чрезмерной его опеке, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.д. Неблагополучие ребенка признается его правом при условии реального невмешательства родителей в дела ребенка, плохого знания его переживаний и внутреннего мира.

Отвержение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение встречается достаточно редко, его формула такова: «Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в его помощи и поддержке. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Формула: «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». В общении с ребенком родитель обычно не замечает в нем ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. В воспитании характерно признание своего бессилия как родителя и переадресация ответственности специалистам для «исправления». Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «Мой ребенок - негодяй, и я докажу ему это!» родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. В то же время при внутренней убежденности, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем» - отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей прослеживается не вполне осознанный призыв «оградить нас от этого чудовища».

 Чаще всего в поведении родителей смешивается несколько вариантов отношений, однако, данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

ЛЮБИТЕ И БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Ребёнок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он Ваш!

Способы открыть ребёнку свою любовь.

1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность и только нежность. Если ребёнок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания – сообщайте ему об этом. Чаще хвалите.

2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Обнимайте ребёнка не менее четырёх, а лучше по 8 раз в день.

3. Наказание. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Наказывая ребёнка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо. За один раз – может быть только одно наказание. Наказан – прощён. Ребёнок не должен бояться наказания! Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте!

4. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите. - Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. - Верьте в то лучшее, что есть в ребёнке, и всегда поддерживайте его.

Принимайте ребёнка таким, как он есть и любите его!