14 мар 2017
Развивающие игры математического содержания

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

 учитель-дефектолог

Шлейн Светлана Жольевна

Все математические понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности: действуя с разнообразными предметами и в играх. Именно поэтому нужно стараться достичь максимальной активности детей, используя занимательные и игровые материалы, опираясь на непроизвольное внимание детей. Важно, чтобы математические игры были разнообразны: дети могут считать на слух (игры «Сколько раз я хлопнул?...топнул, стукнул), считать свои движения (игры «Прыгни столько раз…присядь, стукни, подбрось мяч и т.д.) Чтобы ребенок запоминал цифры, знал их порядок, можно поиграть в следующие игры:

Игра: «Угадай-ка» Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время прячет игрушку в одну из чашек. Ребенок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а взрослый должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5.

Игра «Числовые прятки». Разложить в произвольном порядке цифры или карточки с цифрами. Предложить ребёнку сначала найти глазами и показать пальцем, не касаясь карточек, все числа от 1 до 10 (от 1 до 5). Затем ребёнок отворачивается, а взрослый прячет одну карточку. Ребёнок должен догадаться, какую цифру спрятал взрослый.

Слуховое внимание развивают следующие игры:

Игра: «Копилка». Взрослый опускает монеты в копилку, находящуюся за ширмой, и просит посчитать, какое количество монет было опущено, и показать цифру.

Для развития пространственного восприятия ребенка подойдут следующие игры:

Игра «Робот». Взрослый произносит команды, ребенок выполняет: Шаг вправо, присядь, два шага вперед, один влево, руки вперед, руки в сторону, повернись направо.

Игра «Что изменилось?» Ребёнку предлагают встать перед игрушкой и повернуться налево. - Где теперь игрушка? (справа) просят ещё раз повернуться налево. - Где игрушка теперь? (сзади).

Можно поиграть в игры с правилами.

Игра «У кого больше?». В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д. Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.

Зрительную и слуховую память развивают такие игры как:

Игра :"Найди отличие" Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Поддерживать интерес к математике помогут игры с мячом:

1. Бросаем мяч друг другу со словами «больше пяти». Поймавший мяч отвечает «семь» и сам задаёт задание «меньше восьми».

2. Можно «заколдовать» мяч на действие, например на «+1». Взрослый бросает мяч и называет число, ребенок должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить один, и бросить мяч взрослому, также назвав своё число.

3. Игра «Да – нет». Взрослый говорит: «Я буду сравнивать числа. Если я сделаю это правильно, то ты, поймав мяч ответишь «да», а если неправильно – «нет». (напр. 3 больше 2; 5 меньше 4 и т.д.)

Выдающийся педагог Марии Монтессори писала: « … дети учатся, совершая действие…». Ведь я думаю, вы со мной согласитесь, что именно посильная занимательная деятельность доставляет нашим детям радость и помогает запомнить, исключая умственное переутомление.